ТАНЕЦ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ СВЯТОГО ИМЕНИ

В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 9.49) Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: «Плод любви к Богу, раздаваемый Чайтаньей Махапрабху, столь опьяняющ, что любой, кто вкусит его и насытится, тут же теряет рассудок и начинает петь, танцевать, смеяться и веселиться». Шрила Прабхупада не комментирует этот стих, потому что его не комментируют предыдущие ачарьи,

словно проверяя нас на способность правильно распорядиться этим даром согласно времени, месту и обстоятельствам. Иными словами, хотя харинамные танцы очень нравятся Господу Кришне и Господу Чайтанье, мы сами должны танцевать осознанно, поскольку суть этих танцев — привлечь внимание людей к сознанию Кришны. Мы должны привлекать внимание людей согласно времени, места и обстоятельств. Пройти по Москве просто с воздетыми руками, петь и играть на музыкальных инструментах не всегда воспринимается положительно. Некоторые просто смотрят на нас и думают, что мы какие-то странные люди. Что тут добавишь! Да, мы стремимся к освобождению, стремимся к любви к Богу. Но мы выросли и живем в определенной культуре, так что надо помнить о границах! И, честно говоря, «духовное безрассудство», хорошо понятное вайшнавам, на публике же просто действует прямо противоположным образом, настораживая людей. 

 

Харинамный танец как вид проповеди получил свое широкое распространение не так давно, с началом проповеди Индрадьюмны Свами Махараджа на Польском туре. Он привнес в танец самое лучшее, что есть в индийских танцах. Взял элементы из индийского классического танца «хасты», а из народного индийского танца были взяты легкие движения, легкие для понимания шаги, массовость и яркость. И вот это сочетание родило те самые харинамные танцы, которые мы сейчас видим. И они действительно привлекают внимание людей, потому что в современном мире людям не хватает любви, какой-то красоты. Они останавливаются, смотрят и слушают мантру Харе Кришна. Им нравится! И они уже начинают позитивно думать о Сознании Кришны. Наши попытки привлечь внимание людей к Сознанию Кришны однозначно нравятся Господу Чайтанье. 

 

Хасты были привлечены в харинамный танец из классического индийского танца. И эти танцы всегда были храмовыми и исполнялись для услаждения чувств Кришны. Хасты авторитетно описаны в «Натьяшастре». Поэтому харинамные танцы — это рассказ о деяниях Кришны, и они нравятся Ему, потому что прославляют Его. Вот что по этому поводу говорил сам Прабхупада: «Если наши девушки не будут танцевать на харинамах и в храме — не важно, справа, слева или позади, то они будут танцевать в ночных клубах».

 

У нас матаджи тоже очень красиво и смиренно танцуют, используя различные движения и мудры из индийских танцев. Из «Бхаратанатьям», например. У нас проходил даже курс по красивому харинамному и киртанному танцу. И, думаю, это нравится Шри Нитаю и Шри Гаурачандре.По крайней мере все, кто у нас были из Махараджей, ни разу не делали замечаний, даже хвалили.

 

Автор — руководитель группы танцовщиц 

Арбатской харинамы: Анна Тронина

 

Учитесь танцевать на харинаме:  https://vk.com/wall10356981_1780