ХАРИНАМА — ШОУ ИЛИ ВСЕ-ТАКИ БОГОСЛУЖЕНИЕ?

Вновь скажу о том, что сегодня становится крайне актуально для будущего наших харинам и сохранения их как духовного действа, транслятора послания Господа Чайтаньи. На эти размышления наводит появившееся недавно в соцсетях письмо матаджи Притхи по поводу танцев девушек на харинамах (очень хорошо, что мы обсуждаем харинамы открыто, а не вынашиваем в узких кругах планы по «спасению» движения Господа Чайтаньи).

Вот на что хотелось бы обратить внимание. Во-первых, «харинамы имеют тенденцию превращаться в театрализованное шоу». Это проявляется в особенной заорганизованности, в вычурности нарядов, в появлении каких-то дополнительных атрибутов (например, вееров) помимо воздетых к небу рук. Сама матаджи Притхи, в общем-то, не против таких театрализованных представлений. Единственное, о чем она просит, так это не называть такие шоу «харинамой», а как-то иначе. Ну, скажем, «карнавалом». Или «театрализованным шоу с воспеванием мантр»...

Так что решайте сами! Но уж коли с веерами, то пусть это называется «театрализованным шоу», а если без ненужных излишеств ради дополнительного привлечения зрителей, то пусть это и будет настоящей харинамой. Кришна в образе Святого имени и Сам привлечет, кого надо. Иными словами, и то, и другое суть хорошо, но давайте называть все вещи своими именами.

Еще один момент: «девушки, танцующие в авангарде шествия, не защищены». И отчасти это действительно так, особенно там, где организаторы харинам не уделяют внимания вопросам охраны. Если вы не можете организовать достойную защиту матаджи, танцующих впереди колонны, то поставьте их в середину колонны, а мужчины пусть идут впереди и позади, защищая матаджи, даже в случае отсутствия квалифицированной охраны.

В Москве на Арбате таких проблем нет. На Арбате за безопасностью харинам присматривают 3-4 крепких добровольца (так повелось еще с девяностых годов). Так что ни у кого не возникает желания как-то позаигрывать с танцующими девушками.

И, наконец, третье: «танцующие матаджи одеваются и танцуют вызывающе». По поводу одежды, пожалуй, соглашусь. Иногда матаджи и впрямь могут так разодеться в сари, что кого угодно с ума сведут. Да и храмах даже! Я видел, что матаджи, покланяясь в храмовых алтарях, именно так и одеваются. На харинам в России, на мой взгляд, эта проблема решена. Остается только навести порядок в храме.

И все же, похоже, такой стиль выходит из моды у вайшнави. А вот проблема неряшливости на наших харинамах сохраняется, особенно среди мужчин и особенно среди начинающей молодежи. Те, кто поопытней, уже начинают разбираться в стилях ношения вайшнавской одежды.

По поводу же танцев я не соглашусь с матаджи Притхой. Весьма спорен вопрос по поводу нецеломудрия в танцах. Она утверждает, что на харинаме приемлем только танец Свами. Конечно же, танец живота, ламбаду и твист вайшнавы не танцевали, не танцуют и никогда не будут танцевать ни в храме, ни на харинаме. Но такие осознанные движения, как элементы индийского танца для Кришны на харинаме приемлемы. Особенно в столичных городах. Это ведь красиво! При этом танец с воздетыми к небу руками не отменяется, и должен иметь место быть. Справа от музыкантов, например, могут проходить синхронные танцы с элементами классики, а слева — группа матаджи танцует танец Свами. Ведь матаджи, не умеющие и не планирующие обучаться сложным движениям классического танца, иначе не находят себе применения на харинаме. Думаю, мы это в Москве исправим и будем применять на практике.

А вот от украшений и нарядов мы отказываться не будем! Харинама — алтарь Святого имени, и все на нем «от и до» должно быть красивым и стильным.

Однако самую важную роль на харинаме играет именно сознание. Не внешние проявления харинамы, а именно внутреннее состояние ума. Бесспорно, внешне это должно быть культурным, приятным и красивым. Сознание Кришны — оно такое. Чистота сознания достигается хорошей настройкой перед харинамой, прочитанными кругами джапы, хорошей индивидуальной садханой и полнотой утренней духовной программы с обязательным посещение лекций по Шримад Бхагаватем. И над этим мы сейсас усиленно работаем. Я заметил, что у молодежи, в целом, стремление к утренней программе и жизни в гуне благости есть. И это радует...

Хорошая статья матаджи Притхи.  http://vaishnavi.su/index.php/articles/1183-o-harinamah Конечно же, статья не для новичков, а больше для руководства. Полезная статья, но не для всех пока. Тем более, что сам автор не требует остановки харинам. Матаджи Притха просит называть все своими именами. Если шоу — значит шоу. Если харинама — значит харинама. И я согласен.

Она поделилась своими эмоциями и надеждами. Многое в письме полезно. Что-то, на мой взгляд, не так актуально для России. Хоть статья и критическая, но полезная (конструктивная, если ее изучают зрелые вайшнавы). Она как лекарство. Если кто-то чувствует дискомфорт при прочтении этой статьи, можете не читать. Главное — книги Прабхупады!

Мои поклоны!

Ваш Кришнадас Кавирадж дас